Воркута в заполярье

Однажды осенью, в не самый приветливый сезон, я отправился в далекий город Воркуту, про который я только слышал, а также в поселки вокруг него — про которые не слышал.


Мой путь в Воркуту пролегал через места из рассказов о юности моей бабушки: город Котлас и реку Северную Двину. Величественная река выглядела обмелевшей, и большие колесные пароходы из рассказов бабушки вряд ли теперь пройдут по ней. Котлас же выглядел пустынным и серым даже в солнечный закатный вечер. И чем дальше на север, тем больше чувствовалось неизбежность изменений и ощущение течения времени.

vorkuta (101)
vorkuta (1)
vorkuta (2)

Панорама Котласа со дна обмелевшей реки, его речной вокзал и люди с моего же поезда, которые вспоминали большие круизные теплоходы когда-то стоявшие у бетонного пирса.

В Воркуту я поехал в фотоэкспедицию в составе группы таких же как я фотографов и просто творческих людей. Нас приехало 15 человек. И первое, о чем я подумал: как не сделать всем нам одинаковые фотографии. Забегая вперед, скажу, что почти не вышло одинаковых фотографий. По крайней мере у меня с другими.

Когда-то эта вывеска сияла неоновым светом, собственно, как и весь город.

Пока мы ждали такси до наших явочных квартир, я рассматривал привокзальную площадь. Промозглая погода была не так противна из-за снега и минусовой температуры, и я решил сделать пару кадров, а точнее два дубля выше представленного. Как оказалось, деревья в Воркуте, да и вообще в заполярной тундре — редкость. Все деревья высажены людьми. Точной информации про то, как прижились деревья в почти вечной мерзлоте, я не нашел, но по логике: их привезли уже немаленькими, подготовили почву, и они защищены городской застройкой от суровых ветров севера. Это одно из самых созидательных проявлений человека.

L100dafafa9140
L1009151
L1009150

В Воркуте и окрестностях представлено множество старых лозунгов «Миру-Мир!» в виде надписей или даже огромных буквенных стел.

Меня и еще нескольких моих товарищей забрал местный аутентичный водитель на не менее аутентичном автомобиле. В будущем он станет моделью на тренировочной сьемке с искусственным светом. Но я не снимал его, так как не люблю настолько постановочную фотографию.

vorkuta (57)
vorkuta (56)

Пока все снимают водителя, я настроился на закатное солнце, его машину и греющегося товарища.

Воркута встретила меня своими серо-бежевыми панельками и милыми киосками. Новых домов (после 1991 года) в городе не строили, не считая мелких хозпостроек и совсем небольших магазинов. Хотя может я чего-то и не знаю.

Воркута (111)
vorkuta (8)

У каждого номерного киоска свое уникальное название и почти все они работают. Дети, как и в мое детство, часто покупают здесь вкусности после школы.

В первый же полный день мы должны были отправиться в район, с которого Воркута начиналась в 1936 году. Но пока все просыпались я не мог не заглянуть в иные места по пути.

Воркута (122)
L1009166
L1009179

Заброшенный детский сад, в который удалось даже зайти. Как я понял в последствии, первыми закрываются социальные учреждения и особенно для детей.

Это хозяйственная постройка возле действующей школы. Новые (или обновленные) граффити означают жизнь.

Относительно знаменитый и только частично заселенный дом с вывеской «Покорителям заполярья — слава!», которая также когда-то была неоновой. Фасад дома раньше выходил на тот самый первый район (или даже поселение) города — Рудник. Сейчас перед ним более «современный» дом.

Воркута в России и за её пределами известна исправительно-трудовой колонией-поселением. Первыми поселенцами, собственно, и были заключенные. Позже в Воркуту приехали наёмные рабочие и их семьи. В Воркуте, которую я застал, живут обычные люди, их дети и родители. И как мне показалось, они были более приветливые и добрые, чем жители Москвы.

Vorkuta_Rudnik
vorkuta_film (42)

Первое поселение Воркуты — Рудник (основная часть города находится на другой стороне реки). Сейчас район полностью покинут людьми. С него Воркута когда-то начиналась, на нём она и заканчивается. Бережно высаженные людьми деревья теперь единственные жители Рудника.

vorkuta (3)
Воркута (104)
L1009294
L100dd4
L1009204
L1009213
vorkuta (4)
vorkuta (5)

Недалеко и ниже по течению реки, которая так же называется Воркута (в переводе с ненецкого языка — «Изобилующая Медведями») есть необычный водопад — который является плотиной. А единственная живая дорога в заброшенном Руднике — это железная дорога, по которой транспортируют уголь между шахтами.

L1009271
L1009277
L1009281

Внутри безжизненных домов все еще оставались некоторые следы прибывания людей. У меня было время немного оживить пространство.

Град Београд

Представление о будущем из прошлого — возможно так можно было бы описать Белград. Это «мечтательный» город. Не смотря на то, что я приехал из другой страны и был там временно — именно в Белграде, пусть и на время, я перестал чувствовать течение времени и не думал о деньгах.

beograd_film_20
beograd_film_19
beograd_film_11

На фотографиях выше — вечерний Белград снятый на 35мм плёнку (kodak gold 200). Сразу вспоминается сербское слово «Полако» — что можно перевести как «поспокойнее» и/или «полегче» так как «лако» = «легко», но более дословно — «помедленнее». Сербы живут именно в этом ритме. Для себя я отметил, что и в Турции люди не особо спешат. Возможно, это связанно с тем что страны южные и теплый климат располагает не спешить.

Белград интересный город — он сочетает в себе «два времени»: этакий провинциальный городок конца 19 века и космический город будущего. Конечно, того будущего, какое представляли наши родители, бабушки и дедушки.

После агрессии США против Югославии и последующего раздела страны, Белград мало развивался и будто застыл во времени. Город в хорошем состоянии — в нем явно неплохо живут, но чувствуется грусть. Он смотрится выгоднее Российских городов как раз таки из-за своей жизненной энергии. А новостройки Белграда смотрятся пусто и безлико — не для жизни:

Я не противник новостроек и нового. Не испытываю и ностальгии, так как родился позже 1991. Но, я не слепой и у меня есть чувства. Сложно полюбить утилитарные вещи, дома и продукты, утилитарная цель которых заключается в том, чтобы получить за них деньги. Не пользоваться ими, не жить, а именно получить деньги побыстрее продав.

beograd_film_16
beograd_film_15
beograd_film_3

Град-Мещанин

Старая часть Белграда прямиком из 19 века. Узкие мощенные улочки и твердыня на холме. Для ушей Русского человека Сербский язык немного смешон. Когда я слышу Сербский, то мне представляется, что я где-то среди наших древних пращуров в 9 веке.

beograd_film_42
beograd_film_2
beograd_film_44

Множество ресторанов, магазинов и солнца.

beograd_film_17
beograd_film_10
beograd_film_9

Снова Kodak Gold 200 и не центральный, но старый район города — Земун. В отличии от центра города, в нем вообще почти нет построек середины или конца 20 века.

beograd_film_8
beograd_bw_2
beograd_film_21
beograd_film_1

В Белграде ходят ретро-трамваи. Есть и новенькие, но я их не фотографировал. Ретро-трамваи были подарены Швейцарией — они узенькие и после наших кажутся тесными. Но в Белграде нет столько людей как у нас и места хватает всем.

beograd_film_5
beograd_film_7
beograd_film_13

Честно говоря я мало снимал старый город и вообще места, которые словно с туристических открыток. Но можно насладится Сербским «полако»:

beograd_film_46
beograd_film_45
beograd_film_47

В Белграде много цыган. По Сербски — ци́гани. Они то буквально живут в 19 веке: покос травы и езда на телегах.

beograd_film_40
beograd_film_41

Город-Простор

Тут небольшая игра слов — простор на Сербском — пространство и можно даже назвать так Космос, что в тоже время прямой перевод английского Space. В русском языке это более архаичное слово — свободное пространство — «родные просторы».

beograd_1
beograd_12
beograd_14

Я люблю модернизм и спорный брутализм в архитектуре. Если не считать редко-редко используемые в наше время био-тех и хай-тек стили в архитектуре, то приведенные мною стили пока-что последние направленные на что-то мечтательное. Они до сих по противостоят утилитарной архитектуре торгово-развлекательных ангаров и «человейников».

beograd_4
beograd_3
beograd_5
beograd_2

Спальные районы Нового Белграда будто замерли во-времени, но при этом в них кипит жизнь. Просто она вне времени. На мой взгляд пространство таких районов и кварталов максимально лаконично и продуманно — простор. Множество зеленых островков и игровых площадок, а также возможностей для солнца, чтобы осветить всё это.

beograd_15
beograd_16
beograd_6
beograd_9
beograd_8
beograd_bw_1

На последних фотографиях офисно-жилой комплекс из 70х. Апофеоз мечтаний. Я бы не сказал что это здание очень красиво или у него все эргономично, но мне точно приятно его видеть и ходить рядом.

beograd_film_27
beograd_film_34
beograd_film_22
beograd_film_25

Верхние четыре фотографии и те, что ниже сняты на слайдовую позитивную пленку, но из-за отсутствия химии проявлены также как обычная негативная. Мне кажется, в наше время, дома «на ножках» как на последней фотографии вверху невозможны — это же отсутствие магазинов на первых этажах и минус квартиры которые можно было бы продать.

beograd_film_33
beograd_film_38
beograd_film_37
beograd_film_39

Посоветовал бы я посетить Белград? Думаю, что не каждому. Сложно решать за других — решив, что человеку не понравится и поэтому не советовать. Или наоборот подумать что кому-то понравится и настоятельно рекомендовть посетить.

В Белграде мало развлечений привычных нам по большим городам навроде Москвы или Стамбула. Там нет множества ТРЦ или кинотеатров и не так много баров и клубов. Белград показал мне вживую, что такое место для творчества и мечтаний, место где можно жить, а не выживать или не жить за счет бегства от реальности — там так не нужно. Реальность находится вне времени.

Белое и чёрное

В родном городе Волгограде не проявляли чёрно-белую плёнку, поэтому я ограничился сьемкой одной катушки, которую проявили в ручную.

BW_42
BW_43

Выше — одни из первых моих ч/б фотографий. Советская фотопленка (не помню какая) и ФЭД-2.

3 года назад я переехал в Москву.

BW_34
BW_31
BW_13

После переезда в другой город я снова решил попробовать ч/б — собственно, в первые дни пребывания в новом городе. Тогда это казалось чем-то новеньким, особенно после долгого перерыва. Отличный Summicron-R 90mm обеспечил лучшее качество после советских объективов. К сожалению, система Leica R у меня не прижилась: большой вес и размеры в сравнении с дальномерными камерами.

BW_29
BW_25
BW_24

Черно-белая Москва 2017 года. Leica R

BW_33
BW_26
BW_28
BW_27

Проба пера в портретной Ч/Б съемке. Leica R

Мне всегда нравилась «бесцветная» фотография – этакая «чистая» картинка света и тени. Хотя для меня важно, чтобы монохромная фотография максимально не скатывалась в простую картинку «с ч/б фильтром». В начале знакомства с разными ч/б плёнками, я снимал, не выискивая специально подходящую тему для отсутствия цвета. Сейчас я ношу с собой две камеры, чтобы был выбор между монохромной картинкой и цветной. Иногда цифровая камера становится «монохромной», тем более Leica M9 к этому располагает. FujiX-Pro1 так же отлично снимал/снимает сразу в ч/б.

Zeiss Ikon`1922 плёнка тип 120

Изначально фотография нужна была мне для визуализации воспоминаний. Точнее, она была чем-то вроде блокнота для зарисовок. Зарисовки необходимы для вдохновения, чтобы потом начать рисовать на холсте/бумаге. К сожалению, после переезда я так и не начал рисовать, но вот фотографировать продолжаю. Надеюсь, в скором времени я вернусь к начальной идее.

BW_14
BW_21
BW_18

Мой первый фотоаппарат покупался в качестве эскизного инструмента для дедушки художника, что описано в моей статье о нём.

BW_23
BW_17
BW_20

Москва до сих пор вызывает у меня любопытство – каждая её улочка. Прогулки по Москве постепенно приобщили меня к уличной фотографии.

BW_11
BW_39
BW_15
BW_6

Несмотря на любовь к монохромной фотографии я не отказался от цвета. Не хочу я выбирать что-то одно. Зачем? Мой дедушка иногда рисовал графические портреты и рисунки будучи живописцем.

BW_7
BW_9
BW_41

Отчасти черно-белая фотография помогает мне не замечать серости русского неба. Солнце у нас не частый гость. Даже факт того, что на фотографии небо и так и так будет серым (чаще всего), оно не воспринимается на контрасте с другими объектами. Так же из-за серости неба на монохромной фотографии не видно потускневших цветов, что очевидно.

BW_8
BW_37
BW_38

Как я заметил, фотографы стараются максимально усилить цвета на фотографиях, особенно сделанных в пасмурную погоду. К сожалению, в этих случаях фотография теряет свою реалистичность и становится несколько мультяшной. С учетом того, что фотография чаще и так пытается привнести особенный вид – усиление цвета придаёт эффект «масла масленого». Справедливости ради: реалистичная фотография в пасмурный день часто очень унылая.

Моя уличная фотография началась как «зарисовки в блокнот», а теперь постепенно переходит к документалистике. В моих мыслях появляется идея снимать так, чтобы фотография получалась отражением моих мыслей об объектах съемки. Хотя кажется, это физически невозможно. Возможно, получиться должно так, чтобы сюжет, свет или цвет намекали зрителю на образ мысли.

Дедушка Ленин

Испробовав множество плёнок, я пришел к выводу, что более-менее хорошая вся плёнка ILFORD, а FOMAPAN и отросток ILFORD`а Kentmere – не очень. Отечественная монохромная А-125 мне понравилась: она отличается сильным контрастом и умеренным зерном, плюс иногда дает инфракрасный эффект.

Тот самый эффект

Скорее всего, А-125 более чувствительна к инфракрасному свету. В определенных, неизвестных мне условиях небо на фотографиях может стать черным на контрасте с ярким светлым объектом.

Высокий контраст

Пока что на фотопленку снимать ч/б удобнее, так как после проявки скана или при печати не нужно кардинально что-то допиливать с тонами или контрастом. По крайней мере, я так не делаю. Из современных цифровых фотографов снимающих только в ч/б мне нравится Алан Шаллер, но у него явно глубокая обработка фотографий в редакторе.

Россия. Улочка в Калуге

Определенно и дальше я буду снимать на ч/б плёнку, всё больше погружаясь в уличную документалистику. Возможно мне удастся так же выразить свои ощущаемые эмоции и мысли через фотографию.

Как итог — в октябре 2020 года одна из моих фотографий попала на выставку:

Вот так прошли мои первые три года чёрно-белой фотографии.

На море

Fujifilm Superia 400

Внезапная и затяжная эпидемия коронавируса, которая быстро переросла в пандемию, поставила крест на путешествиях заграницу. В очередной отпуск я снова отправился в Крым. Севастополь временно оставался закрытым для посещения, поэтому мы остановились в Ялте, как и год назад. На этот раз я выбрал апартаменты максимально близкие к морю. Читать далее

Охотник

Мой дедушка оказал на меня огромное влияние, особенно на моё становление. Если отец повлиял на мой выбор профессии стать инженером, то дедушка определил моё творческое развитие. Так вышло что в детстве, в лихие 90ые и небогатые 00ые, большую часть выходных, каникул и даже некоторой части лета я проводил у дедушки с бабушкой, а в студенческие годы и вовсе переехал к ним. Читать далее

Туда и обратно

Ilford delta 3200

Россия — централизованное государство и, к сожалению, это выражается в первую очередь в перераспределении денег, а также транспортной «иерархии». Из Москвы можно уехать куда угодно, в отличии от того же Волгограда. Раз уж я живу в Москве, то решил воспользоваться «преимуществом» такой централизации. Накопившиеся дни отпуска я потратил на путешествие в Санкт-Петербург и Казань. В Казани я ни разу не был раньше.

Читать далее
[an error occurred while processing the directive]